- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»
Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть
- искусственная среда обитания (экологические аспекты);
- внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
- естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
- профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
- непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
- социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).
Цель деятельности социального педагога и педагогического коллектива
снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи
- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой;
- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;
- усилить работу по правовой грамотности;
- пропаганда здорового образа жизни.
Направления деятельности
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
-Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка:
-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;
-Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.);
-Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
-Раннее выявление неблагополучных семей;
-Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.
-Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование:
-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
-Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
-Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
-Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);
-Способствование пропаганде здорового образа жизни.
6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности:
-Работа в службах социальной защиты, службе занятости;
7. Организационно- методическая деятельность:
-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
-Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.
Основные принципы, которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:
- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
- на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;
- на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- на поощрении её творческой самореализации.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
- установление отношений открытости;
- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты
- уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте;
- снятие с учёта учащихся, состоящих на учете в ОДН;
- уменьшение количества семей, находящихся в СОП;
- снижение количества пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися;
- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.);
- своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.
Мониторинг
- статистические отчёты по школе и в разные ведомства;
- аналитические записки в органы социального взаимодействия;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение.
Социальная поддержка, в зависимости от характера проблемы несовершеннолетнего и субъекта ее оказания, может иметь различные формы:
- эмоциональная;
- руководящая, основанная на обратной связи;
- социализирующая;
- практическая;
- материальная.
Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
на I этапе:
· патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
· знакомство с семьями;
· метод совместного планирования работы с семьей;
· экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· консультации специалистов;
· сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.
На 2 этапе работы выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности, умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы с семьей на II этапе:
· патронатные посещения;
· индивидуальные и семейные консультации;
· консультации специалистов;
· сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
· подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
· вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
3 этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.
Методы работы с семьей на III этапе:
· патронатные посещения;
· экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· консультации специалистов;
· сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
· подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
· вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Конечным итогом работы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.
Методы и способы отслеживания результата
· Анкетирование членов семьи;
· Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
· Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);
· Диагностика детско – родительских отношений;
· Беседы.
Совместный план работы с семьей
- Консультация социального педагога, психолога, классного руководителя и других специалистов;
- Материальное обеспечение ребенка;
- Трудоустройство родителей;
- Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;
- Посещение КДН и ЗП родителями по представлению.
Консультативная работа
1. Индивидуальные беседы, консультации детей;
2. Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;
3. Индивидуальные беседы, консультации педагогов;
4. Групповые консультации родителей и членов семьи;
5. Групповые консультации родителей и детей;
6. Групповые консультации педагогов и детей;
7. Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей –
жертв насилия
Насилие — серьезная социальная проблема современного общества. Насилие в семье нарушает такие права человека, как: право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психологического здоровья; право на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению и другие.
Насилие в семье — реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Жестокое обращение — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, его право распоряжаться своими физическими, психическими и иными способностями.
Объектами и субъектами домашнего насилия могут быть любые члены семьи.
Формы домашнего насилия
- Психоэмоциональное;
- Физическое;
- Сексуальное;
- Пренебрежение;
- Экономическое.
Психоэмоциональное насилие. Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям.
Физическое насилие. Преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Это: побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ так же можно рассматривать как физическое насилие.
Сексуальное насилие. Вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Пренебрежение. Отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, неопытность) и без таковых причин.
Экономическое. Данный вид насилия рассматривается в отношении взрослых членов семьи, т. к. ребенок, в силу своего возраста, не обладает полной дееспособностью. Виды экономического насилия: единоличное принятие большинства финансовых решений и единоличная трата семейных денег или полный контроль над расходами, отказ в содержании детей, утаивание доходов, запреты поступления на работу или принуждение оставить работу.
Общие признаки насилия над детьми
- недоверие к взрослым, боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
- пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему (у старших детей наступает депрессия); расстройство сна, нарушение аппетита;
- неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
- постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины;
- необъяснимые приступы гнева, агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
- низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе;
- чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
- проблемы с памятью, плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
- лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;
- раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
- неспособность испытывать удовольствие от чего-либо, одиночество, отчужденность и др.
Наряду с общими признаками, каждый вид насилия имеет специфические признаки.
Причины насилия
- социокультурная обусловленность (как стереотип семейных отношений);
- этнические особенности и традиции (оправдание или осуждение насилия зависят от социальной ориентации общества);
- деградация личности (потеря ценностных ориентиров);
- акцентуация характера (склонность к насилию, чаще всего пример родительских отношений повлиял на становление личности);
- влияние социума и систем воспитания;
- состояние аффекта (потеря контроля над своими поступками).
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из важнейших принципов социально-педагогической реабилитации является опора на положительные качества подростка. Для преподавателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении ребенка, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные обучающиеся, имея хроническую неуспеваемость по предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в формировании профессиональных навыков в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей развития деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.
Виды помощи
- Медицинская;
- Психологическая;
-Педагогическая;
- Материальная (экономическая);
- Правовая.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Цели такой работы социального педагога, классных руководителей:
- адаптация подростков асоциального поведения в социуме;
- формирование личностных нравственных качеств подростков;
- организация досуга «трудных» подростков;
- сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Задачи работы с «трудными» подростками
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с подростками, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Актуальность нашей работы
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
1. Трудная жизненная ситуация для ребёнка – это длительное и неблагоприятное состояние для развития его личности, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением.
2. Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов.
3. Единство медицинского, психологического и социально-педагогического направлений, позволяющих обеспечить наиболее оптимальные условия для развития, воспитания, а также проведения профилактики. Работа направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей.
