Психологическая служба

 

 

Памятка для родителей


 

Жестокое обращение с детьми (ознакомление)


 

Профилактика кризисных состояний


 

Семейные ценности Проявление любви к ребёнку


 

Организация работы с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации


 

   - оставшиеся без попечения родителей;
   - дети-инвалиды;
   - дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
   - дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
   - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
   - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
   - дети — жертвы насилия;
   - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
   - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
   - дети, проживающие в малоимущих семьях;
   - дети с отклонениями в поведении;
   -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 

 

         

          Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие  в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»

Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть

   - искусственная среда обитания (экологические аспекты);
   - внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
   - естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
   - профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
  - непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
   - социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).

 

 

Цель деятельности социального педагога и педагогического коллектива

  снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи

- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой;

- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;

- усилить работу по правовой грамотности;

- пропаганда здорового образа жизни.

Направления деятельности

1.     Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

-Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2.     Социально-педагогическая защита прав ребёнка:

-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;

-Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.);

-Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии  со стороны взрослых и т.д.

 3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:

-Раннее выявление неблагополучных семей;

-Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.

-Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование:

-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

-Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:

-Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

-Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);

-Способствование пропаганде здорового образа жизни.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности:

-Работа в службах социальной защиты, службе занятости;

7. Организационно- методическая деятельность:

-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

-Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.

Основные принципы, которыми должен руководствоваться  социальный педагог в своей деятельности, заключаются:

- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

        Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

- на гуманном отношении к личности;

- на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

- на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

- на поощрении её творческой самореализации.

       Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

- установление отношений открытости;

- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

Ожидаемые результаты

уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте;

- снятие с учёта учащихся, состоящих на учете в ОДН;

- уменьшение количества семей, находящихся в  СОП;

- снижение количества пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины,  учащимися;

- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.);

- своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.

Мониторинг

- статистические  отчёты по школе и в разные ведомства;

- аналитические записки в органы социального взаимодействия;

- анкетирование;

- опрос;

- наблюдение.

Социальная поддержка, в зависимости от характера проблемы несовершеннолетнего и субъекта ее оказания, может иметь различные формы:

   - эмоциональная;
   - руководящая, основанная на обратной связи;
   - социализирующая;
   - практическая;
  - материальная.

 

Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

на I этапе:

·      патронатное посещение семей с  целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

·      знакомство с семьями;

·      метод совместного планирования работы с семьей;

·      экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·      консультации  специалистов;

·      сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На 2 этапе работы выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности, умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

·      патронатные посещения;

·      индивидуальные и семейные консультации;

·      консультации специалистов;

·      сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

·      подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

·      вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

3 этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

·      патронатные посещения;

·      экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·      консультации специалистов;

·      сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;

·      подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

·      вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП. 

Методы и способы отслеживания результата

·      Анкетирование членов семьи;

·      Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

·      Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);

·      Диагностика детско – родительских отношений;

·      Беседы.

Совместный план работы с семьей

- Консультация социального педагога, психолога, классного руководителя и других специалистов;

- Материальное обеспечение ребенка;

- Трудоустройство родителей;

- Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

- Посещение КДН и ЗП родителями по представлению. 

Консультативная работа

1.    Индивидуальные беседы, консультации детей;                                                                 

2.    Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;                                            

3.    Индивидуальные беседы, консультации педагогов;                                                         

4.    Групповые консультации родителей и членов семьи;                                             

5.    Групповые консультации родителей и детей;                                                          

6.    Групповые консультации педагогов и детей;                                                           

7.    Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.                     

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей –

жертв насилия

Насилие — серьезная социальная проблема современного общества. Насилие в семье нарушает такие права человека, как: право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психологического здоровья; право на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению и другие.

Насилие в семье — реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Жестокое обращение — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, его право распоряжаться своими физическими, психическими и иными способностями.

         Объектами и субъектами домашнего насилия могут быть любые члены семьи.

Формы домашнего насилия

   - Психоэмоциональное;
   - Физическое;
   - Сексуальное;
   - Пренебрежение;
   - Экономическое.

 

Психоэмоциональное насилие. Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям.

Физическое насилие. Преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Это: побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ так же можно рассматривать как физическое насилие.

Сексуальное насилие. Вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Пренебрежение. Отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, неопытность) и без таковых причин.

Экономическое. Данный вид насилия рассматривается в отношении взрослых членов семьи, т. к. ребенок, в силу своего возраста, не обладает полной дееспособностью. Виды экономического насилия: единоличное принятие большинства финансовых решений и единоличная трата семейных денег или полный контроль над расходами, отказ в содержании детей, утаивание доходов, запреты поступления на работу или принуждение оставить работу.

Общие признаки насилия над детьми

   - недоверие к взрослым, боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
   - пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему (у старших детей наступает депрессия); расстройство сна, нарушение аппетита;
   - неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
   - постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины;
   - необъяснимые приступы гнева, агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
   - низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе;
   - чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
   - проблемы с памятью, плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
   - лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;
   - раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
   - неспособность испытывать удовольствие от чего-либо, одиночество, отчужденность и др.

 

          Наряду с общими признаками, каждый вид насилия имеет специфические признаки.

Причины насилия

   - социокультурная обусловленность (как стереотип семейных отношений);
   - этнические особенности и традиции (оправдание или осуждение насилия зависят от социальной ориентации общества);
   - деградация личности (потеря ценностных ориентиров);
   - акцентуация характера (склонность к насилию, чаще всего пример родительских отношений повлиял на становление личности);
   - влияние социума и систем воспитания;
   - состояние аффекта (потеря контроля над своими поступками).

 

 

          Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

          Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

          Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

          Одним из важнейших принципов социально-педагогической реабилитации является опора на положительные качества подростка. Для преподавателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении ребенка, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

          Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные обучающиеся, имея хроническую неуспеваемость по предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в формировании профессиональных навыков в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

          Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей развития деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Виды помощи

   - Медицинская;
   - Психологическая;
   -Педагогическая;
   - Материальная (экономическая);
   - Правовая.

 

 

          Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цели такой работы социального педагога, классных руководителей:

- адаптация подростков асоциального поведения в социуме;
- формирование личностных нравственных качеств подростков; 
- организация досуга «трудных» подростков; 
- сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. 
                           
Задачи работы с «трудными» подростками
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
 - Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни. 
 - Осуществление комплексной коррекционной работы с подростками, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей. 
                                    
Актуальность нашей работы
         
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. 
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками. 
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. 
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. 

 

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.

1. Трудная жизненная ситуация для ребёнка – это длительное и неблагоприятное состояние для развития его личности, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением.

2. Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов.

3. Единство медицинского, психологического и социально-педагогического направлений, позволяющих обеспечить наиболее оптимальные условия для развития, воспитания, а также проведения профилактики. Работа направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей.

 


 

План психолого-педагогической службы и профориентационной работы школы, 2022-2023


 

Подросток в тяжелой жизненной ситуации


 

Навигация для детей с ОВЗ


 

Уверенность в себе


Устойчивость к внешним воздействиям


Рекомендации родителям

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения